Инновационные методы изучения казахского языка в русскоязычной школе (автор: Шахметова Кымбат Сапаргалиевна, Средняя общеобразовательная школа №26 г. Павлодар, Республика Казахстан)

В данной статье, в первую очередь, мы должны рассмотреть проблему изучения казахского языка в школе с позиции учителя. Цель профессиональной деятельности учителя – сформировать у школьников способность к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. Достижению этой цели способствует переход к профильному образованию, поэтому в своей профессиональной деятельности современному учителю необходимо внедрять в преподавание не только традиционные, но и инновационные методики преподавания, повышать квалификацию педагогов, подготавливая таким образом к работе в новых условиях.

Использование в своей работе технологии критического мышления и работы над проблемой «Развитие творческих способностей учащихся на уроках через технологию критического мышления» (через проект RWСТ) позволяет в наибольшей мере адаптироваться в окружающем мире. Поскольку методика критического мышления направлена на развитие активности, самостоятельности, ответственности, т.е. тех качеств, которые понадобятся не только в процессе обучения, но и в дальнейшей жизни. Поэтому обучение казахскому языку с применением технологии критического мышления подчинено одной цели: «разбудить» учащихся, пробудить интерес к изучаемому материалу, сделать из него творческую личность, способную решать самые разные задачи. Для этого на уроке предлагаются учебные пособия, раздаточный материал, дополнительные заготовки. При изучении материала перед учащимся ставятся проблемные задания, ответы на которые они находят самостоятельно. Для закрепления материала применяется составление кластера – таблицы с символическими изображениями основных направлений темы. При опросе используют кластеры как «закрытыми» т.е. без обозначений, так и «открытыми» т.е. частично объясняющими тему. Таким образом, учащиеся получают двойную возможность для развития памяти, мышления, а не только изучения, познания нового. На таких уроках у учащихся повышается интерес к самому процессу обучения, проявляется стремление узнать больше, ответить лучше.

Следующим, не менее эффективным в изучении казахского языка, является использование технологий развивающего обучения. В своей работе

уделяется много внимания по развитию у учащихся ассоциативного мышления при работе над анализом текста. На уроках успешно используютсяследующие технологии:

- Групповые;

- Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;

- Технология индивидуализации обучения;

- Проектные технологии (данный опыт предполагает активное использование проектных технологий как на уроках (исследовательские проекты), так и во внеурочной деятельности (разработка сценариев и проведение мероприятий по эти сценариям).

Например, урок казахского языка состоит из 4 фаз: «Вызов интереса к теме»; «Осмысление темы»; «Погружение в тему»; «Рефлексия». Каждый урок завершается проектной деятельностью по теме.

Один из наиболее распространенных современных технологий – модульное обучение, при котором используется и проблемный, и личностно-индивидуальный подход.

Модульная технология обеспечивает гибкость обучения, приспособление к индивидуальным потребностям личности, уровню его подготовки.

Тем самым, на уроках казахского языка используется 4 вида речевой деятельности: түсінікк, тыңдау, оқу, жазу, сөйлеу. Для раскрытия темы применяются активные методы и приемы. В конце каждого модуля проводится контроль, т.е. диагностика, которая показывает, на каком уровне каждыйученик овладел материалом урока.

Согласно технологии личностно-ориентированного обучения проводятся уроки с помощью создания условий для творчества личности, обеспечивается возможность самораскрытия, самореализации учащихся.

В целом, инновационные технологии превращают учащегося в субъект учебной деятельности, личность, стремящуюся к самоопределению и самодостаточности. Таким образом, можно сделать вывод, что применение современных технологий обучения предполагает использование более широкого набора методов обучения, что влияет на повышение качества обучения, на результативность работы учащихся на уроке, на устойчивый интерес учащихся к преподаваемому предмету.

В своей профессиональной деятельности каждый учитель учитывает образовательные потребности детей: если тема урока усвоена хорошо, товключается материал развивающего и опережающего характера; если же отдельными учениками что-то плохо усвоено,

проводятся индивидуальныеработы, организовываются индивидуально-групповые занятия, чтобы восполнить неусвоенную тему. Решающую роль отводится дифференциации заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащегося при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Задача учителя – довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приёмам рациональной умственной деятельности. Организовывать работу так, чтобы со временем степень самостоятельности учащихся возрастала, а помощь учителя снижалась.

Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера. Именно это позволяет им максимально реализовать свои учебные возможности, поэтому учитель должен привлечь детей к различным конкурсам, проводить нестандартные уроки (уроки с межпредметными связями, литературно-музыкальные композиции, уроки-концерты), использовать новые формы и методы обучения, информационно-коммуникационные технологии, применяют игру для повышения познавательного интереса учащихся.

Учителю необходимо стремиться эффективно использовать своё время и время учащихся. Уроки строятся на принципах доступности, научности, индивидуальности, преемственности; развивающих коммуникативные умения и навыки, логику мышления.

Учитель должен использовать воспитательный потенциал каждого урока, направленный на формирование всесторонне развитой личности,применять перспективные методические приёмы для развития креативных способностей учащихся: кластеры, инсерт, заполнение таблиц, чтение с остановками, совместный поиск, перекрёстную дискуссию, круглый стол; применяют элементы ТРИЗ (технологии решения изобретательских задач): «Удивляй!» (при знакомстве с биографией выдающихся казахских деятелей), «Лови ошибку!»; классическое лекционное обучение, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, тесты, метод проектов.

Использование новых технологий:

- повышает и углубляет интерес детей;

- развивает творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (приобщение к чтению, развитие любознательности, расширение кругозора), критического мышления;

- помогает учащимся приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения (видеть проблему и наметить пути ее решения), коммуникативные умения (работа в группах).

В результате обучения с использованием инновационных технологий повышается мыслительная деятельность учащихся, обеспечивается овладение учащимися знаниями, умениями и навыками по казахскому языку.

Современный ученик должен уметь пользоваться различными видами информации, социализироваться в обществе. Следовательно, использование инновационных технологий является актуальным на сегодняшний день, поскольку для многих информационное пространство является доступным, интересным и полезным. Применяя инновационные технологии, учитель имеет возможность повысить и углубить интерес к изучаемому предмету, а, в свою очередь, ученик обычной общеобразовательной школы может работать в инновационных условиях, побуждающих к учению.

Использование таких технологий и их приёмов вырабатывает у учащихся интерес к учению, повышает мотивацию успешной учебной деятельности, формирует личную ответственность за результаты своей деятельности, учитывает индивидуально-возрастные особенности учащихся, т.е. делает обучение личностно-ориентированным.

Для взаимодействия с классом на уроках и вне их, обеспечения сотрудничества обучающихся на уроке учитель создаёт атмосферу доверия, взаимного уважения между учителем и учеником, вовлекает школьников в активную самостоятельную деятельность. Особое место можно отводить таким формам работы, как семинар, урок-исследование, урок-зачёт. Они способствуют творческому осмыслению материала, воспитанию самостоятельности учащихся в овладении знаниями, формированию навыков монологической речи, учат анализу языкового материала. На уроках-зачётах возможно осуществлять групповую работу, что способствует воспитанию коллективизма, создаются условия для раскрытия и проявления индивидуальных особенностей учеников. Кроме того, на таком уроке создаётся атмосфера сотрудничества ученик – ученики, а участие консультантов и ассистентов на этапе проверки обеспечивает сотрудничество учитель – ученики.

Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями вовлекают детей в различные творческие конкурсы: конкурсы сочинений, проекты, интеллектуальные игры, конкурсы чтецов, олимпиады, игры по языкознании на различных уровнях.

В своей профессиональной деятельности учителя встречаются с трудностями: не всегда достаточно полно удаётся развить у учащихся интерес к учению и потребность в знаниях из-за неумения отдельных учащихся учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности, отвлекающих факторов полнокровной детской жизни, громадности

школьного материала, который нужно детям усвоить и запомнить. Но всё же в своей работе мы должны стремиться стимулировать желание учиться, актуализируя полезные мотивы деятельности, структурируя учебный материал, своевременно чередуя различные умственные знания, опираясь на общечеловеческие потребности (новизну учебного материала, практическую занимательность, противоречивость материала) и возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Таким образом, сочетая традиционные и новые методики преподавания казахского языка в русскоязычной школе, учитель имеет возможность привить детям любовь, уважение, знание родного языка. Использование инновационных технологий на уроках казахского языка несомненно позволяет значительно повысить качество обучения предмету.