Байұлы или «баулы»? (новая версия прочтения знаменитого этнонима)

Язык – изменчивое начало. Многие слова в ходе истории видоизменяются… Особенно если они основаны на фонетике, а не на своевременных записях. Это касается и родовых (племенных) имён тюрков. Например, Байұлы – родоплеменное образование в составе казахского этноса. Родовое имя, большей частью, является именем человека (родооснователя). Племенное имя тоже может быть именем индивида, в том случае, когда какой-то усилившийся род присоединяет в свой состав другие роды-племена (например, Кипчак, Огуз, Сельджук).

Но существуют и другие критерии классификации. Например, тюрки, создавая различные коалиции, конфедерации, военные альянсы, блоки, фратрии, именовали их по количеству составных частей («он ок бодун», «тогуз-огуз», «токсоба», «колоба», «тёртоба», «жети» и т.д.). Чтобы элементы этих формирований имели между собой крепкую связь, сплочённость, единство они использовали такие термины, как «ок», «оба», «бума» (связка, например, «динлины бома»), «бау» («92 баулы қыпшақ), «кос» (косоги), «уыс» (например: ок + уыс = огуз, отсюда и русское «узы»), возможно, «будун». Древнетюркский термин «бодун» («будун») тюркологи переводят, как народ. А что если здесь мы имеем тот же принцип связи: будун (сравни казахское бүтiн) – неразрывность, «нерасщеплённость», цельность?


Эти исторические факты наводят на мысль, что и такой этноним, как Байулы, скорее всего, не кровнородственное племя, а социально-административное образование (блок, коалиция племён и родов), а в его названии участвует тот же самый «соединительный», связывающий термин «бау». Бау – завязка, нечто перевязанное, перетянутое, завязанное. Например, сноп злаков, пук стрел, нечто, перетянутое чем-то (например, верёвкой, ремнём, родственными, кровными, социальными или договорными узами). 


В таком случае, мы должны признать, что рассматриваемый нами этноним пишется, как «12 ата Баулы», а не Байұлы (сыны какого-то Бая). Если мы будем придерживаться ставшего уже догмой имени, то получится, что у всех указанных 12 родов-племён существовал общий предок. К тому же этот предок, коли, он основал такое мощное и распространённое потомство, - должен был быть выдающейся исторической личностью, как Огуз-хан, Кипчак, Кимак. Но в истории этого имени Бай нет (есть древний приблизительный этноним из каменных рун БАЙерку, но вряд ли он имеет какое-то отношение к искомому имени). 


История, как игрок, тысячелетиями перемешивала колоду карт воинственных степных родов-племён, они жили то самостоятельно, то вливались в состав других тюркских и даже иных этнических образований, растворялись или отпочковывались от них и создавали новые объединения. Таким образом, тюрки запутали не только историков из других этносов, но и самих себя. Но некоторые следы наших предков мы всё же можем обнаружить. Так, многие роды-племена из того же состава 12 родового блока вместе с другими родами племенами Младшежузья жили когда-то на территории нынешней Монголии, Алтая, Сибири. Следы их пребывания в этих местах читаются через топонимы (названия рек, озёр, гор) и посредством китайских летописей.
Так, в указанных краях жили Берши. Топонимы: Бериш куль (озеро на Алтае), Берш (левый приток Чулыма), Буриш (подводные скалы на реке Томи) БИРЮСа (поставьте диалектное шипящее «Ш»), вместо свистящего «С»), - река, бравшая начало в Монголии, ныне протекающая по Бурятии, Красноярскому краю. Там же проживали Черкешы. Топонимы: Черкиш (приток Катуни), Шерегеш (Кемеровская обл.). В тех же краях, включая даже Северо-Восточную Сибирь, обитали такие роды, как Кете, Алшын, Таз, Алтын, Чомекей (в древних источниках, - чумугунь), Шекти, Кердери, Аргын, Ысык. Но топонимов от имени Бай там нет. Если бы человек с таким именем являлся родооснователем, то его имя обязательно было бы впечатано в топоним.

 

Китайские источники отмечали, что во время правления Кушу (Ересена), сына Моде (Огуз-хана), эти роды подняли восстание против хунну, в результате подавления которого часть из них отступила за пределы Тянь-Шаня, а затем постепенно мигрировала в районы Устюрта, Арала, Каспия. На берегах Иссык-куля, например, они жили задолго до появления там енисейских кыргызов. Отголоски этих времён отложились в подсознании народа. Например, ысыки и шеркеши считают себя наиболее близкими этнически, чем с другими родами 12-ти компонентного образования Баулы. Тоже самое утверждают о себе адаи и таз и другие отдельные роды, хотя никто уже не может подтвердить это исторически. Но уже это говорит о том, что нынешнее Байулы было создано не на субэтнической, а на административно-региональной основе, как нынешние областные, районные единицы.

 
Затем эти «баулинцы» участвовали во всех «переселениях народов», воевали в войсках Атиллы, составляли части кипчаков, связанных 92-мя узами (бау), частично воевали против Персии, Византии, Рима, Руси, Венгрии, Прибалтики, иногда в качестве наёмников - за них. При формировании Казахского ханства их объединили в единый не племенной, а административный состав этноса, скорее всего, под названием «12 ата баулы», - «связка 12 родов», имеющих своих предков, но не имеющих единого пращура. 

 

В пользу такого толкования говорят и мои лингвистические изыски. Термин «бау» в языке часто и необоснованно заменился словами «беу», «бай». Например, мы говорим белБЕУ (ремень), тогда как этот предмет есть не что иное, как белБАУ (бел, - поясница, бау – завязка). Так же мы произносим и давно пишем БАЙлау, а не БАУлау (завязывать), БАЙлам, а не БАУлам (связка), БАЙланыс, а не БАУланыс (связь), БАЙпақ, а не БАУпақ (войлочные чулки, наматываемые на ноги, опутывающие их), БАЙымдау, а не БАУымдау (произносить взаимосвязанную, логически цепкую речь), БАЙғұс, а не БАУкұс (бедняга, беспомощный, от словосочетания бау + құс, - опутанная птичка), БАЙқағыш, а не БАУқағыш (острожный, обнаруживающий и устраняющий петли, силки, засаду) и т.д... Эти примеры – характерные изменения в языке, которые исказили смысл слов. Из этого же модельного ряда БАУлы и БАЙұлы. Натяжка в последнем слове улавливается и в искусственно созданном трифтонге «айұ», отошедшим от  характерного тюркам и более упортебительного дифтонга «ау». 


Чтобы уже неопровержимо доказать выдвинутую нами гипотезу, нужен ещё более полный набор фактов и аргументированных выводов. Но зачем?! Даже если произошла ошибка при  словоупотреблении, то эту ошибку следует считать успешной на практике, ибо она  сплотила все рода-племена Байұлы, уже веками считающих себя кровными братьями. Как бы то ни было, но тесная связь родов-племён, составляющих 12 компонентное единство, доказало своё историческое предназначение и миссию в составе казахского этноса. Из него вышли знаменитые батыры и жырау, композиторы и поэты, правители и мыслители, направлявшие свою деятельность на сплочение нации, её свободу и независимость, равное будущее в семье всех народов мира.

Автор:  Бекет Қара-шың