Бог (из серии «Категории из тюркологической лаборатории»)
В справочной литературе утверждается, что русское слово «бог» (bogъ) имеет общеславянское происхождение и родственно иранскому baga и санскритскому bhagas — «податель благ». И, чтобы дальше себя не утруждать, ниточка тянется к индоевропеистике
Но слово БОГ, похоже, происходит от тюркского глагола-императива БҰҚ, что означает повеление: поклонись, преклонись, согнись, прими позу почтения, пади ниц. Это имя Творца иногда сокращали: БО. Примеры: славянское слово СПАСИБО читается при разбивке, как СПАСИ + БО, то есть СПАСИ, БОГ (например, князь Игорь после поражения каялся: «Прости меня, Бо»). В итоге получается, что все производные Бога: Боже, Боженька, Бо, Божок, и т.п. являются тюркизмами.
Отсюда и происходят «божественные» тюркизмы. Наиболее удивительным из них является слово НЕБО. Разбивка даёт нам словосочетание НЕ + БО, то есть НЕ БОг. Здесь через славянскую частицу отрицания «не» явно читается уничтожение Бога в качестве Неба или отрицание Неба в качестве Бога, т.е. Тенгри, как верховного божества многих народов, прежде всего, тюрков. Слово Небо стало наименованием и одновременно определением Верховного Пространства через отрицание его божественности. Удивительно и то, что не только НЕБО есть НЕБОг, но и НЕБЕСА не являются бесами: НЕ БЕС - НЕ БЕСы - НЕБЕСА…
Тюрки же, отошедшие от тенгрианства, наверное, отрицали небо и небесного Бога словами: Бұқпа, Бұқма, Бұқва. Не отсюда ли слово буква? Оно может происходить из следующего силлогизма... Тезис: АЗ (АС, АСпан, АЗпан, т.е. синоним неба) - антитезис: БҰҚпа, БУКИ, БУКва, не поклоняйся (небу) – синтез: ВЕДИ (веди нас к этому, веди нас к истине, веди нас другой бог). Разумеется, этим богом стал Христос.
В каких веках произошло отрицание Тенгри на Руси? Похоже, не в период язычества и многобожья, ведь язычество было терпимо к множественности богов, поскольку она считалась в порядке вещей. А вот монотеизм, начиная не с сегодняшних мировых религий, а даже с попыток его установления (культ Ахурамазды, зороастризм и даже то же тенгрианство), был направлен на отрицание предшествующих религий и верований. В таком случае надо полагать, что отрицание Тенгри и возникновение слов Бұқ, Бог, Не Бог, Небо, Небеса появились со времён крещения Руси. Слово Бог, тогда, - синоним Христа, точно также как тюркские Тенгри и Құдай превратились в синонимы Аллаха.
Небо было нашим Богом,
но устроен был подвох -
кем-то выдвинута догма:
«Небосвод теперь НЕ БОг!»
Тенгри словом был убит,
был написан некролог,
и семитский индивид
вместо Тенгри теперь Бог…
Как же так, ведь он - частица
Бесконечности Природы?!!
Вместо Неба небылица
ввергла веру в грязь болота!
ТӘҢІР
(Тенгри, Тангр, Таңер, Тенгр и т.п.)
Имя напрямую связано с солнечным явлением: ТАҢ (рассвет, восход, утро, заря) + ЕР (мужское начало). Тогда получается, что Тәңір не бог неба, а всего лишь бог солнечного восхода, бог утреннего солнца, бог востока? Отсюда вряд ли случайно, скорее, закономерно то, что тенгрианец совершает свои молитвы на заре, строго в момент появления и начала восхождения Солнца на небе... Ключевыми буквами при этимологии данного слова является ряд согласных: T-N-R. А что касается гласных букв, то они имеют несомненное свойство свободной замены друг друга.
ҚҰДАЙ
Это название Бога необоснованно объявлено иранским «изобретением» и некритически причислено в состав персидского имнослова. Но тюркологическая этимология дает нам другой результат. Это двусложное слово образовано из следующих частей: ҚҰТ (благо, благость, благополучие) + АЙ (луна) = Благодарующая Луна… При всей своей видимости слово это пришло к нам из языка тюркских лунопоклонников.
ҰМАЙ
Прямым подтверждением предшествующей версии является модельное имя другого божества: тюркской богини земли ҰМАЙ (термин также из состава лунопоклонения). Это божество, похоже, сознательно противопоставлено СОЛНЕЧНОМУ БОГУ Неба - ТАҢЕР. Здесь также можно выдвинуть эксперименальную версию этимологии имени... ҰМАЙ - искажение словосочетания АМ (так в древности назвали женское начало) + АЙ (та же луна). Слово «ам» ныне относят в разряд арго, а в глубоком прошлом не считалось пошлым, а вполне литературным и широко распространенным в речевом обороте. Слово АМ в седой древности олицетворяло характерный образ женщины, родительницы... Оно проникло из тюркского во все мировые языки: АМАМ - перестройка слога - МАМА - затем - ЯМА, МАДАМ, АМУР, АМБА и т.д.
Как и у многих этносов, мировоззрение и философия тюрков делили мир надвое: мужское (активное, деятельное) и женское (пассивное, претерпевающее) начала. У китайцев, например, это ЯНЬ и ИНЬ.
Космогония тюрков, получается, заключена в этом разделении: Солнце и Небо (его вместилище) - мужское, творящее Начало, Луна и Земля - женская ипостась. Соответственно такой дилемме и установлена градация божеств.